Экспонаты музея

1. Надпись на глиняном кирпиче. Кангюйская эпоха. II в. до н.э. - I-IV в. н.э. Городок Культобе. Южно-Казахстанская обл., р. Арыс.

Надпись на глиняном кирпиче

2. Арабографическая надпись на кирпиче, XIX век. Перевод: «Нет бога кроме Аллаха, Мухамед посланник Аллаха». Свидетельствую что нет бога кроме Аллаха, Мухамед его раб и посланник. Затем Нугман углы Ермухамед углы Даутбай 1899 год 15 июнь.

Арабографическая надпись

3. Несторианский надмогильный камень. Надпись: «В год 1581, эта могила Сергея Священника, юноши прекрасного сына Айменгу-Барьямина». Камень 1581 с.э. – 1270 г.р.х. Найден на древнехристианском кладбище около г. Токмака, башня «Бурана».

Нестроианский камень

4. Таласский древнетюркский I-памятник. Размер валуна: 130x80x70 см. 4 строки, 70 графем. Нашли в 1896-1898 годах уездный начальник краевед В.А. Каллаур, преподаватель Гастев в ущелье Айртам – Ой (8 км. к северо-востоку от города Талас (бывший Аулиеатинский уезд)). 

Таласский памятник

5. Кирпич из комплекса Культегин. 731 г.

Кирпич из комплекса Культегин

6. Бюст Кутлюк кагана (693 г.)

Бюст Кутлюк-кагана

7. Бюст В.Томсона

Бюст В. Томсона

8. Альфавит тюркского мира.

9. Наскальные изображение урочища Тамгалы тас. Х- V вв. до нашей эры.

Алфавит, использовавшийся Тюркской династией.

10. Финикийские и Арамейские буквы.

Экспликация

№1: До появления буквы, обозначающего звук, человечество использовало пиктографию, идеографию, иероглифы, слоговое письмо. К концу второго тысячелетия до н.э. появилось словесно-слоговое письмо. Динамика развития привела к зарождению в XIII в до н.э. семитского алфавита.

Одним из древнейших, дошедших до наших дней и обозначающих звук, является финикийское письмо на саркофаге Ахирама (ХIII в. до н.э.), а также древнее иехемиликское письмо (ХII в до н.э.). Один из усовершенствованных и последних вариантов этого письма сохранился в Библии (V-IV в.в до н.э.).

Следующим улучшенным вариантом финикийского алфавита является дошедший до наших дней надпись на стеле, воздвигнутой в честь Маова Меша хана на востоке реки Иордан. Если из мешаского письма появилось древнееврейское письмо, то арамейское письмо является одним из вариантов дошедшего до нас финикийского письма. Из Арамейского письма возник древнетюркский рунический алфавит.

11. Наскальные рисунки скифской эпохи X-V в.в. до н.э.

Изображен тотем «Олень». В художественной форме отражены

сцены кочевого скотоводства охоты на зверя, земледельческого

хозяйства. Расположен на севере Алтайского хребта.

12. Голова оленя в клюве грифона. Выполнена из дерева и кожи.

Пазырык-2. Скифская эпоха. V-IV вв.до н.э.

13. Древнетюркский рунический алфавит. Использовался с IV в до н.э. до Х в. н.э.

Тексты памятников Кюльтегина, Бильге-кагана, Тоньукука написаны этим алфавитом.

14. Золотой человек и серебрянная чаша, найденные в Иссыкском Кургане. Сакская эпоха. V-IV в.в. до н.э.

15. Олений камень. Скифская эпоха. Восточный Казахстан VІІІ-V вв. до н.э.

16. Татуировка на теле и плече молодой девушки. Алтайский хребет Укок.V-III вв. до н.э. Скифская эпоха. V-III вв. до н.э.

17. Фрагмент священной книги Авесты. Авестийское письмо. ІІІ-ІІ вв. до н.э.

18. Брахмийский алфавит. І-VІІ вв. н.э.

19. Стела времени Великого Тюркского каганата. На стеле выбит текст брахмийским алфавитом. Монголия, V-IV в.в. до н.э.

20. Древнехуннский золотой пайдзун. (Монголия, д.н.э.I в).

21. Согдийский алфавит ( І-ІХ вв. н.э.) Согдийский текст на

памятнике в Орду-балыке (732 г.)

22. Фрагмент согдийской надписи.

23. Памятник Таспар-кагана. Монголия, Бугуты. 682 г. н.э.

24. Памятник Күлі-шор. 740 г.

25. Памятник Бильге-кагана (735 г.).

26. Скульптура Бильге-кагана.

27. Скульптуры Бильге-кагана и его жены Бубу-бегим (735 г. н.э.).

28. Жертвоприношение на серебряном блюде.

29. Памятник Тоньукуку, 738 г. н.э.

30. Теркинский памятник. 753 г.н.э.

31. Могойн Шинэ - усунский памятник, 760 г. н.э.

32. Фрагмент триумфального памятника в городе Орду-балык (на тюркском, китайском, согдийском языках). 732 г.

33. Хошо-Цайдам (ІІ - VII в. н.э.) расположен на севере от комплексов Кюльтегина, Бильге-кагана на каменном ящике малого комплекса. Мифическая птица древних тюрков «Туйгун».

34. Реконструкция Орду-балыкского памятника.

35. Манихейский алфавит, ІІІ-Х в.в. н.э.

36. Фрагмент из книг, написанных манихейским алфавитом.

Секта манихеев была изгнана из Персии около 300 г. н.э. и нашла прибежище в Египте и в Восточном Туркестане. Они распространили среди тюрков манихейскую культуру, ставшую известной благодаря письменным памятникам тюрков всему миру. Манихейским письмом написаны известные «Хаустуанафт» (Молитва покаяния манихийцев (V-VII в.в.), “Описания Бюгу-кагана” (II -VIII вв.), цикл древнетюркских стихов (Т.Т. ІІІ), гимны манихейской религии, трактаты манихейской религии.

37. Уйгурский алфавит (VIII-XV в.в. н.э.)

Создан древними тюрками на основе согдийского алфавита. Этим алфавитом написаны известные труды: «Благодатное знание» (1 069 г.), «Золотой блеск» (Х в.), «Книга гадания из Яр-хото» (Х в.), тысячи стихов, религиозные трактаты, исторические источники, повести, рассказы.

38. Арабский алфавит.

- Образец куфического книжного письма. ІХ в.

- Современное арабское письмо. (Первая сура Корана). Арабский алфавит возник до появления ислама. Существовали несколько видов арабского письма. Одно из них - геометрическое куфическое письмо (по названию месопатамского города Куфа). До ХІІ в. применялся в надписях древних памятников и монетах. При переписывании Корана использовали также куфическое письмо. Другой вид называли «насх». Сегодня он является основой книжного арабского шрифта.

39. Сирийский алфавит. VV в.в. н.э.

В ранней христианской литературе начали использовать сирийский вариант письма называемый «эстрангел». Проповедники несторианской секты персидской державы - выходцы из восточной Сирии использовали несторианский вариант сирийского письма, восточные сирийцы - вариант «серито». Этим алфавитом написаны трактаты христианской религии, надгробные эпитафии, обнаруженные на Таласе.

40. Киданское письмо. Х - ІХ в.в. до н.э.

Монгольское племя упоминаемое в древнетюркских рунических текстах как «кытай», в ХІ-ХІІ в.в. как «каракытай». В китайских источниках они известны как государство «ляо». Существовало «большое»

киданское письмо или так называемый китайский иероглиф, а также «малое» письмо или киданский национальный иероглиф. Сохранились летописи, источники, памятники, выполненные малым письмом. К сожалению, до сегодняшнего дня это письмо осталось не дешифрованным.

41. Армянский алфавит.

V в. н.э. - читается слева направо. Составлен на основе североиранского аршакидского алфавита. Существует 2 вида армянского алфавита-прописной и печатный. Армяне, приняв христианскую религию, вынуждены были создать свой собственный армянский алфавит. Сохранилось многочисленное культурное наследие тюрков-кипчаков: словари написаны армянским письмом, при помощи которого

фиксировалось речевая стихия. Сохранились христианские религиозные трактаты, исторические источники, рассказы, предания, стихи, эпосы, написанные армянским алфавитом. Этот алфавит используется и в наше время.

42. Латинский алфавит.

Духовное наследие казахского народа в определенный период фиксировалось этим письмом.

43. Казахское письмо или же алфавит А. Байтурсынова.

А. Байтурсынов, используя употребляемый казахами на протяжений веков арабский алфавит и добавив некоторые буквы (ә, ң, ғ, з, ж, қ) создал научную систему казахского письма. Используется с 1922 года до наших дней. Духовная культура, литература, искусство, история казахской диаспоры в Китайской Народной Республике сохранилось на основе этого алфавита.

44. Кириллицей казахи пользуются с 1940 года.

Духовное наследие ХХ века казахского народа запечатлено этим алфавитом.

45. Указы Токтамыш хана.

46. Письмо Кенесары.

47. Ярлык хана Токтамыша.

Золотоординский хан (1380-1395 гг.), Потомок Жошыхана, сын Туйходжа. Данный ярлык Токтамыш, находясь в городе Ортюбе, послал Польскому королю Ягайлы в 1393 г. (в 795 году хижры 8-го ражаба). Текст написан на тюркском языке древнеуйгурским письмом. Был найден в 1834 году в Центральном архиве г. Москва. Содержание ярлыка извещает о намерении Амир Тимура напасть на орду Токтамыша, а также о предательсве беков и огланов орды. В связи с этим, он предлагает Ягайлы укрепить отношения в дальнейшем.

48. Письмо Кенесары Касымова (1802-1847 г.).

Кенесары Касымов - последний казахский хан (1841-1847), внук Абылай хана, предводитель национально-освободительных движений в 1837-1847 годах в Казахстане. В данном письме описываются проблемы в Хокандском и Хивинском округах. Письмо хранится в Центральном Государственном Архиве РК.

49. Ярлык хана Токтамыша.

Золотоордынский хан (1380-1395 гг.), потомок Жошыхана, сын Туйходжа. Этот ярлык о налоге, Токтамыш, находясь в городе Ортюбе, послал Крымским бекам в 1394 г., 794 году хижры. Текст написан на тюркском языке арабо-графическим письмом. Был найден в середине XIX века в Крыму. Исследован И. Березиным.

50. Стела Кюльтегина, 733 г. н.э.

51. Современные тюркоязычные народы.

52. Кирпич из комплекса Кюльтегина (732 г.).

53. Святой комплекс Елтерис Кутлюк кагана.

54. Бюст Кутлюк кагана(693 г.)



Copyright © www.enu.kz 2012. Все права сохранены.

Исходный URL (загружено - 22.10.2019 / 02:17 ): www.enu.kz/ru/kontakti/muzei/muzey-pismennosti/eksponaty-muzeya/index.php?print=Y