Экспозиционное пространство Музея истории системы образования Казахстана (МИСОК)
Основу композиционного построения экспозиций музея составляет образно-сюжетный метод, позволяющий музейные предметы – письменные, изобразительные и вещественные – систематизировать и объединить в едином концептуальном ключе.
Образно-художественное и пространственное решение экспозиции будет обеспечено самостоятельным художественным проектом с использованием современных приемов сценографии и музейных технологий.
Принципиальный подход данной концепции к созданию новой экспозиции состоит в том, чтобы обеспечить наилучшие условия показа наибольшего количества особо ценных музейных предметов и коллекций. Для показа таких коллекций и раритетов необходима разработка специального экспозиционного оборудования для обеспечения их безопасности.
Электронные технологии в экспозиции должны тактично сочетаться с традиционными средствами музейного показа: объемными макетами, диорамами, монументальными произведениями живописи, скульптуры. Например, масштабное живописное полотно "Просвещение в период средневековье" необходимо дополнить раритетами и реконструкциями IV-XIV вв.
Возможность проследить по экспозиции за феноменальными изменениями истории просвещения, происходившими на этапе его развития: вхождение его в мировое образовательное пространство, за масштабными реформами мирового значения – сделает посещение музея неповторимым событием.
Кроме того, Концепцией предусматриваются инновационную социальную направленность: каждый посетитель должен обеспечиваться доступом к базам данных по интересующей его теме через информационные киоски, персональные компьютеры, видеоэкраны;
- Каждый посетитель должен обеспечиваться доступом к базам данных по интересующей его теме через информационные киоски, персональные компьютеры, видеоэкраны;
Структура МИСОК представлена нижеследующими витринами и разделами:
-
Зал «Музей истории просвещения Казахстана».
-
Раздел 1: «Педагогические памятники тюркского периода VI-VIII-XIV вв.».
-
Раздел 2: «Просветительские воззрения казахских акынов и жырау XV – первой половины XIX вв.».
-
Раздел 3: «Период зарождения научной педагогической мысли в Казахстане (вторая половина XIX – начало XX века)».
-
Раздел 4: «Вклад зарубежных ученых в исследовании просвещении и образования Казахстана»
-
Раздел 5: «Развитие педагогической науки в Советский период 1917 – 1990 гг.».
-
Раздел 6: «Образования и наука в условиях глобализации 1991– по настоящее время».
Методологической основой экспозиционного зала является постулат Главы Государства о том, что «...многие люди, особенно старшего поколения, знают, как непросто построить хороший дом. Еще труднее было построить молодое государство – Казахстан – наш общий дом. Строительство государства требовало ясного генерального плана, который давал бы четкие ориентиры того, в каком государстве мы будем жить».
При формировании идеи, структуры и содержания выставки руководствуемся тезисом, высказанным Президента Республики Казахстан Н. Назарбаевым о том, что «...сухая и официальная история независимости не в состоянии отразить все смысловые детали истории и человеческие судьбы».
Если же говорить о своеобразном стержне, который будет объединять сюжетную структуру экспозиции во всех ее позициях, то это фотодокументальный рассказ-повествование « ...о том, как мы освободились от Прошлого. О том, как пришли к своему Настоящему. И о том, как непрост был этот путь – путь независимого Казахстана».
(Назарбаев Н. А. Казахстанский путь, 2006. С.З, 6)
Над входом в зал золотом выгравировано название музея «БІЛІМ ТАРИХЫ МУЗЕЙІ ».
Основной лейтмотив концепции данного музея сосредоточен через призму одиннадцати видных деятелей в истории развития образования и просвещения Казахстана.
К этой когорте отнесли следующих:
1. Абу Наср аль-Фараби (870-950 гг.)
2. Махмуд Ибн Хусейн Кашгари (XI в.)
3. Ходжа Ахмет Яссауи (умер в 1167 г.)
4. Мухаммед Хайдар Дулати (1499–1551 гг.)
5. Жангир хан Бокейулы (1801-1845 гг.)
6. Ибрай Алтынсарин (1841-1889 гг.)
7. Шокан (Мухамед – Канафия) Чингисович Валиханов(1835-1865 гг.)
8. Абай Кунанбаев (1845-1904 гг.)
9. Алихан Букейханов (1870-1937 гг.)
10. Ахмет Байтурсынов (1873-1938гг.)
11. Каныш Сатпаев (1899-1964 гг.)